Решения по управлению гражданской обороной объектов
Решения по управлению гражданской обороной объектов (в подразделе ПМ ГОЧС), системам оповещения персонала об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, рекомендуется приводить на основании [1, ст. 1], [2, п. 4], [3, п. 2], [4, п. 12], [5, пп. 5–10], [6, гл. I, п. 3], [10, пп. 4.2, 4.3], [11, п. 15].
Для обеспечения управления гражданской обороной в организации создается соответствующая система управления гражданской обороной, включающая в себя органы и пункты управления, а также системы оповещения и связи с учетом определенной адаптации ее структуры и задач к условиям военного времени.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в организациях, являются структурные подразделения или работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны [4].
В мирное время непосредственное управление гражданской обороной осуществляют руководители всех уровней и органы управления, осуществляющие управление гражданской обороной. В военное время система управления гражданской обороной организационно базируется на тех же органах управления, но с учетом их перевода на штаты и условия работы военного времени [11, п. 4.2].
Характеристика органов управления гражданской обороной объектов в зависимости от отнесения объектов к категории по гражданской обороне приведена в приложении Е Практического пособия ПМ ГОЧС.Система оповещения объектов является составной частью (подсистемой) системы управления гражданской обороной и представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС, населения и персонала организации в интересах обеспечения надежного управления мероприятиями гражданской обороны в военное время, а также мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [10, п. 4.3].
Связь является основным средством, обеспечивающим непрерывность управления органами и силами гражданской обороны как в мирное, так и в военное время на всех уровнях управления. На каждом уровне управления заблаговременно создаются системы связи, которые развертываются по полной схеме при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение.
Основными задачами системы связи являются:
- обеспечение устойчивого управления подчиненными органами управления и силами;
- обеспечение передачи сигналов и информации оповещения органам управления, силам в установленные сроки;
- обеспечение различными видами связи оперативных групп всех уровней в районах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения с целью организации взаимодействия и управления спасательными и аварийно-восстановительными работами;
- обеспечение обмена данными между стационарными, мобильными и подвижными пунктами управления, органами военного командования.
В соответствии с [7, п. 6.38], [8, п. 5.2], [9, п. 5.13], [10, п. 1.2] системы оповещения предусматриваются:
- на объектах – объектовые системы оповещения;
- на потенциально опасных объектах – локальные системы оповещения.
Сигнал оповещения по гражданской обороне осуществляется посредством передачи сигнала «Внимание всем!» с использованием региональных и местных систем централизованного оповещения населения, комплексной системы экстренного оповещения населения, в том числе оповещения персонала организации, локальных и других систем оповещения населения, в том числе оповещения персонала организации.
Подача сигнала «Внимание всем!» предусматривает автоматический запуск электрических сирен региональных и местных систем централизованного оповещения населения, в том числе оповещения персонала организации, на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, с одновременным переключением телерадиотрансляционных узлов на программы гражданской обороны и передачей соответствующей голосовой информации по радио, телевидению и комплексной системе экстренного оповещения населения, в том числе оповещения персонала организации. При этом по сигналу «Внимание всем!» в организации осуществляется выполнение мероприятий по защите персонала при внезапном нападении противника в соответствии с планом гражданской обороны, утвержденным руководителем организации.
Сведения по организации систем оповещения и связи на объектах в приложении Ж Практического пособия ПМ ГОЧС.Перечень нормативных и других документов
- Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».
- Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804.
- Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687.
- Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденное приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230.
- Положение о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25.07.2006 № 422/90/376.
- СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне». Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90.
- СП 133.13330.2012 «Cети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования».
- СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования».
- Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, утвержденные МЧС России 13.12.2012 № 2-4-87-30-14.
- Методические рекомендации по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны, утвержденные МЧС России 17.06.2016 № 2-4-71-34-11.